Неизбежным следствием капитального ремонта электродвигателя является значительное снижение его ресурса и КПД. Это связанно с тем, что для извлечения старой обмотки в 90% случаев применяется тепловая обработка статора вместе со станиной при температуре 250-300°C в течение 4-6 часов. Такая операция, особенно проводимая повторно, существенно ухудшает свойства электротехнической стали, значительно увеличивает ее магнитные потери и снижает магнитную проницаемость, прежде всего, из-за разрушения электроизоляционного покрытия между отдельными листами магнитопровода и уменьшение массы магнитопровода за счет «выгорания» металла. Это приводит к снижению КПД, коэффициента мощности, и увеличению тока двигателя, что увеличивает перегрев его обмоток при номинальных нагрузках и снижает срок службы машин, особенно если мощность двигателя более 11-30 кВт.
Необходимо учитывать и тот фактор, что длительное воздействие на конструктивные элементы двигателя повышенной температуры при выжиге изоляции статора приводит к деформации посадочных поверхностей замков. Следствием чего является нарушение равномерности воздушного зазора между статором и ротором, что в свою очередь приводит к увеличению сил одностороннего магнитного тяжения и увеличению нагрузок на подшипниковый узел, приводящих к снижению сроков службы подшипников. В некоторых случаях даже появляется опасность касания ротора за внутреннюю расточку статора. Это, в конечном итоге, приводит к преждевременному выходу двигателя из строя.
Не секрет, что после капитального ремонта срок службы отремонтированного двигателя более чем в два раза ниже срока службы новой машины, при снижении КПД на 0,5-0,8%, даже если ремонт произведен при полном соблюдении технологий и методов, рекомендованных производителем электродвигателей. Использование предлагаемого станка «КРАБ» позволяет улучшить магнитные свойства магнитопровода. Технический результат достигается за счет выгорания заусенцев и устранения наклепа, возникающего при штамповке по кромке реза, а так же за счет отпуска металла при местном нагреве по контуру паза. В результате, конструктивные элементы и сам магнитопровод не теряют механических свойств.
Таблица
1. Процесс
Загрузка
1
6
Тип
процесса
Краб
Печь
Время
загрузки, мин.
2
20
Время
нагрева, мин.
4
240
Время
охлаждения, мин.
0
180
Время
удаления обмотки, мин.
2
240
Время
зачистки статора, мин.
2
90
Общее
затрачиваемое время, мин.
10
770
Затрачиваемое
время в расчёте на 1 двиг, мин.
10,0
128,3
Таблица
2. Время
Загрузка
6
6
Тип
процесса
Краб
Печь
Время
загрузки, мин.
12
20
Время
нагрева, мин.
24
240
Время
охлаждения, мин.
0
180
Время
выемки, мин.
12
240
Время
очистки, мин.
12
90
Общее
затрачиваемое время, мин.
60
770
Адаптированное
время, мин.
60
392
Экономия
времени при обработке 6 двигателей, мин.
332
Во
сколько раз Краб быстрее
12,8
Производительность,
шт/ч
6
0,47
Таблица
3. Потребление
Загрузка
6
6
Тип
процесса
Краб
Печь
Потребляемая
мощность, кВт
40
50
Потребляемая
электроэнергия, кВт/ч
16
200
Стоимость
кВт/ч, руб.
4,5
Затраты
на электроэнергию, руб.
72
900
Потребление
в расчёте на 1 двиг, кВт/ч
2,67
33,33
Во
сколько раз Краб тратит меньше энергии
12,5
Таблица
4. Рабочая сила
Загрузка
6
6
Тип
процесса
Краб
Печь
Стоимость
чел./час, руб.
125
Ставка
налога, %
25
Цеховые
затраты, % к з/п
250
Общезаводские
расходы, % к з/п
100
Затраты
на рабочую силу, руб.
594
3879
Таблица
5. Затраты и экономия
Загрузка
6
6
Тип
процесса
Краб
Печь
Затраты
на весь процесс, руб.
666
4779
Затраты
на весь процесс в расчёте на 1 двигатель, руб.
111
797
В
сколько раз дешевле обработать 1 двигатель с помощью "Краба"
7,2
Экономия
средств при ремонте в расчёте на 1 двигатель, руб.
686
Количество
ремонтируемых в месяц двигателей, шт.
300
Экономия
средств за месяц, руб.
205 671
Годовая
экономия средств, руб.
2 468 050
Таблица
6. Экономия по месяцам
Месяц
Общие затраты
при использовании обжига, руб.
Общие затраты
при использовании станка "Краб", руб.